Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования
26 ноября в 14.00 прошёл единый день информирования в рамках образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования
Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»
Гость встречи: Заместитель декана по идеологической и воспитательной работе, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы Каскенова Ксения Владимировна
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди обучающихся VIII-XI прошло обсуждение следующих информационных блоков:
- «Мы в современном мире информации»;
- «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты».
Обсуждение тематических блоков осуществлялось в каждом классном коллективе в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, роль модератора в каждом коллективе выполнял классный руководитель, также в классах активно проявляли себя творческие группы из числа обучающихся которое обеспечивали информационную поддержку, выражали свое мнение, а также обеспечили по итогам работы наличие детских инициатив по обозначенным вопросам в соответствии с тематическими блоками.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Мы в современном мире информации»
В обсуждении данного блока внимание участников проекта было обращено на значение и место в современном мире средств массовой информации и коммуникации. Именно СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания. За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения. Интернет не уничтожает традиционные СМИ (телевидение, радио, прессу), но заставляет их меняться, внедрять новые форматы, технологии. Растущая роль СМИ в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики. Ее главным механизмом выступает правовое регулирование деятельности СМИ. С одной стороны, государство стремится создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.
В основе политики государства в информационной сфере лежит фундаментальное право человека на информацию, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь. Другой основополагающий принцип информационной политики – свобода массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) от 17 июня 2008 года гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В Республике Беларусь запрещена цензура СМИ. Никто не вправе мешать законной деятельности учредителя СМИ, его редакции, а также распространителя информационной продукции. Закон о СМИ основан на таких принципах, как достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, защита нравственности, соблюдение норм журналистской этики и общепринятых норм морали. Безусловно, свобода СМИ не означает вседозволенности. Клевета (распространение заведомо ложных сведений), оскорбление, дискредитация деловой репутации относятся к уголовно наказуемым деяниям.
Совершенствование технологий СМИ вынуждает пересматривать и нормативные правовые акты. Развитие интернет-технологий породило парадоксальную ситуацию, при которой владельцами массовых сайтов и блогов фактически являются СМИ, но юридически не несут никакой ответственности.
Совершенствование технологий СМИ вынуждает пересматривать и нормативные правовые акты. Развитие интернет-технологий породило парадоксальную ситуацию, при которой владельцами массовых сайтов и блогов фактически являются СМИ, но юридически не несут никакой ответственности.
Для устранения этого законодательного пробела в Закон о СМИ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., которые распространили его действие на информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Закон наделил интернет-ресурсы правами и обязанностями традиционных СМИ. Интернет стал универсальной платформой, где могут существовать, видоизменяться и развиваться все медиа. Главное, что Интернет привнёс в масс-медиа, – это гипертекст, который связывает различные материалы между собой и даёт нам возможность взаимодействовать с ними, влияя на то, что мы слышим, видим или читаем.
Сейчас и в обозримом будущем важной задачей учреждения образования является работа по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, которая позволит критически оценивать и осмысливать поток информации, а также будет способствовать созданию индивидуальной медиакультуры.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Мы в современном мире информации» стали:
- Какими вы видите современные СМИ?
- Какое место СМИ занимают в современном обществе?
- Что заставляет вас обращаться к средствам массовой информации?
- Каким образом мы можем убедиться в достоверности информации опубликованной в СМИ?
Блок: «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты»
В отдельных классных коллективах при организации обсуждения блока: «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты» модераторы (классные руководители) совместно с представителями службы СППС обратили внимание учащихся на место которое отводится в учреждении образования при организации профилактической работы по формированию информационной безопасности участников образовательного процесса, в связи с увеличением количества правонарушении в сети интернет с участием несовершеннолетних.
Специалисты СППС отметили, что интернет – величайшая в мире образовательная и художественная платформа, на которой научные и культурные учреждения и организации всего мира открывают свои виртуальные двери, в том числе и для детей. Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстро растущих групп пользователей Интернета. Одновременно с положительными моментами возникают вопросы информационной безопасности детей. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для Республики Беларусь, но и для всех развитых стран мира, однако недостаточно контролируемый характер сети Интернет создает много до сих пор не решенных проблем
Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в Республике Беларусь реализуется посредством разработки нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере. Наиболее общие положения о защите информационных интересов личности содержаться в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция). В соответствии со ст. 4 Концепции информационная безопасность – это состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. К числу основных потенциальных (реально существующих) угроз национальной безопасности относится деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее 5 ущерб национальным интересам (ст. 27 Концепции). Без решения этой проблемы не представляется возможным развитие общества в целом.
Одним из ключевых нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних является Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (далее – Закон), согласно ст.11 которого каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации. Ст. 22 рассматриваемого нормативного правового акта гарантирует право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
11.05.2016 в Закон были внесены следующие дополнения: «Право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Предусмотрено создание общественноконсультативного совета по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при Правительстве Республики Беларусь в целях координации деятельности, направленной на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни многих подростков по всему миру. Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но развитие Интернета обозначило, кроме положительных аспектов, и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту.
В заключении обсуждения информационного блока все участники были ознакомлены с советами которые помогут предупредить груминг, кибербуллинг, буллицид, кибермошенничество, а также учащиеся получили соответствующие памятки и необходимую контактную информацию для оказания помощи.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН» стали:
- Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?
- Знакомы ли вам такие понятия, как груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент? Что они означают? Как им можно противостоять?
- Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? Как вы думаете, кто чаще всего попадает в такие ситуации?
Предложения по итогам ШАГА 3 "Мы действуем"
1. Провести конкурс видеороликов «БЕЗопасный ИНТЕРНЕТ» среди учащихся V-XI классов; ролики-победители разместить на сайте школы и организовать трансляцию в фойе школы;
2. Школьным Советам «Дисциплина и порядок», «Учеба», «Здоровье и спорт», «Милосердие», «Культура и досуг» инициировать составление каталога полезных интернет-ресурсов;
3. Подготовить и провести в период зимних каникул посредством размещения на школьном сайте дистанционные конкурсы по различным направлениям деятельности Советов. Победителей отметить призами, грамотами, дипломами и т.д.