Славные вехи Великой Победы. Московская битва. Примеры героизма и мужества в боях за советскую столицу (К 80-летию начала битвы за Москву).
Славные вехи Великой Победы. Московская битва. Примеры героизма и мужества в боях за советскую столицу (К 80-летию начала битвы за Москву).
Сегодня в день начала Московской битвы - одного из наиболее значимых сражений Великой Отечественной войны сайт школы предлагает вниманию читателя цикл материалов о примерах героизма, отваги и воинской доблести воинов Красной Армии, партизан и гражданского населения накануне и на различных её этапах.
Московская битва продолжалась около семи месяцев, с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г., на территории Московской, Тульской Калининской, Смоленской, Рязанской и Орловской областей. Она стала важным этапом Великой Отечественной войны, заложившем основы для перехода инициативы в боевых действиях на сторону Красной Армии и коренного перелома в Великой Отечественной войне.
К началу сражения обстановка на советско-германском фронте для СССР и Красной Армии характеризовалась как чрезвычайно сложная и напряжённая. Враг глубоко вторгся в пределы страны, захватив Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины, блокировал Ленинград, достиг дальних подступов к Москве.
После провала плана захватить Москву с ходу в первые недели войны, вынужденного перехода вермахта к обороне в результате контрударов и ожесточённого сопротивления Красной Армии в ходе Смоленской битвы, в сентябре 1941 г. гитлеровское командование подготовило крупную наступательную операцию под кодовым наименованием «Тайфун». План её предусматривал рассечение обороны советских войск тремя мощными ударами танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки в восточном и северо-восточном направлениях, окружение и уничтожение фронтов Красной Армии в районах западнее Вязьмы и восточнее Брянска. В последующем сильными подвижными группами планировалось охватить Москву с севера и юга и во взаимодействии с войсками, наступавшими с фронта, овладеть ею.
Перед битвой командованием Красной Армии велась активная подготовка к предстоящему сражению, важной частью которой стало получение информации о планах и предстоящих действиях гитлеровской Германии и её союзников по фашистскому блоку. Именно поэтому одним из факторов, повлиявших на достижение победы в ходе битвы за советскую столицу, стала активная, целенаправленная и результативная деятельность военных разведчиков. Краткий материал о деятельности наиболее известных из них мы предлагаем вниманию читателя сайта.
Часть 1. Советская стратегическая военная разведка накануне битвы за Москву. Герои невидимого фронта.
Накануне и в ходе первого этапа Московской битвы силы стратегической агентурной разведки обязаны были вскрыть:
планы и замыслы германского руководства и командования вермахта по ведению войны против СССР;
практические мероприятия Германии по втягиванию в войну против СССР Японии и других государств, планы японского руководства в отношении СССР.
Получить достоверную информацию о тайных замыслах японского руководства относительно нашей страны смогли военные разведчики Рихард Зорге в Токио, Лев Сергеев в Вашингтоне и Шандор Радо в Женеве.
Рихард Зорге, агентурный псевдоним «Рамзай», «Инсон», «Зонтер»(1895 - 1944),— немецкий журналист, дипломат, советский разведчик нелегальной резидентуры времён Второй мировой войны, резидент советской разведки в Японии (1933—1941).Герой Советского Союза(1964, посмертно).
В соответствии с данными Рихарда Зорге Япония в августе-октябре 1941 года не планировала вступать в войну против СССР. Эти сведения требовали подтверждения.
Такое подтверждение поступило от резидента в Вашингтоне Льва Сергеева. За период с 1 июля по 26 октября 1941 года от него было передано в Центр несколько донесений, из которых следовало, что Япония не намерена начинать войну против СССР в 1941 году. 16 июля 1941 года, например, Сергеев докладывал в Москву: «…Позиция Японии относительно СССР – «ждать и смотреть».
Лев Александрович Сергеев, полковник, Герой Советского Союза в годы войны резидент главного разведывательного управления Генерального штаба РККА в Вашингтоне. Работал под прикрытием водителя советского военного атташе в США. Первоначальное задание Сергеева состояло в вербовке информаторов и агентов с целью пересылки их в Европу, в том числе в Германию. После начала Великой Отечественной войны Сергеев занялся созданием широкой резидентуры непосредственно в столице США (группа «Омега»).
В состав резидентуры Сергеева входили офицеры из американского министерства обороны, из одной разведывательной службы, важных комиссий и комитетов конгресса, а также из влиятельных организаций, которые занимались оценкой состояния и путей развития военно-политической обстановки в Европе, на Дальнем Востоке и в других регионах. Сергеев сообщал в Москву сведения, известные американскому правительству в отношении состояния немецких сил на восточном фронте, в отношении развитии позиции правительства США в отношении проблемы открытия второго фронта, о целях американской делегации на переговорах в Тегеране и по другим темам.
В 1943 году Л.А.Сергеев направил в Москву 2401 секретный документ, 420 срочных донесений и завербовал одного источника ценных сведений. За 9 месяцев 1944 года «Омега» своими силами добыла 2420 ценных секретных документов и направила в Москву 305 ценных срочных донесений. Зимой 1945 года Сергееву стало известно о планировании переговоров Аллена Даллеса с Карлом Вольфом относительно сдачи американцам группы немецких войск в Италии, о чем он также сообщил в Москву. В общей сложности за всё время работы резидентура Сергеева передала в Москву более 20 тысяч листов секретных и соверешнно секретных документов.
Шандор Радо (1899- 1981) — советский разведчик, венгерский картограф и географ, доктор географических и экономических наук.
В годы Второй мировой войны 1939—1945 был руководителем одной из групп антифашистского Сопротивления, руководя разведывательной группой «Дора» (перестановка слогов фамилии Радо) в Швейцарии (позже о своём участии в антигитлеровской борьбе вспоминал в книге «Дора сообщает», впервые изданной в Венгрии в 1971 году).
Разведывательная группа Шандора Радо в годы Второй мировой войны работала в Швейцарии под вывеской агентства «Геопресс». Её основные информаторы находились в Германии. Она сообщила советскому командованию важнейшие сведения о планах вермахта и дислокации войск германской армии на Восточном фронте, которые особенно полезными оказались в битве под Москвой (1941 – 1942 г.г.), под Сталинградом и в битве на Курской дуге (1942—1943 г.г.).
Из донесений по японской проблеме от Шандора Радо.
В одном из них Радо, руководивший резидентурой «Дора», сообщал: «...Японский посол в Швейцарии заявил, что не может быть и речи о японском выступлении против СССР до тех пор, пока Германия не добьется решающих побед на фронте...».
Таким образом, из донесений резидентов военной разведки следовало, что Япония не планирует вступать в войну против СССР в 1941 году. Эти сведения были учтены в Ставке Верховного Главнокомандования, которая приняла трудное, но единственно правильное в тех условиях решение – о передислокации части войск с Сибири и Дальнего Востока на Западное направление, в том числе для укрепления обороны Москвы.