Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования
21.10.2021 прошёл Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования
На тему: «Начало Великой Отечественной войны»
Подготовила доклад учитель истории Литовченко Анна Викторовна
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
Блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза».
Блок «План “Барбаросса”».
Блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои».
Блок «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация»
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза».
Вопросы для обсуждения:
- Какой была основная цель гитлеровской Германии в войне против СССР?
- Какие пункты плана «Ост» свидетельствовали о том, что фашисты планировали захваченные территории СССР колонизировать и германизировать?
- Дайте оценку плану «Ост».
В фокусе обсуждения: план «Ост».
Блок «План “Барбаросса”».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему основное направление удара германской армии было выбрано через Беларусь? Сколько времени, судя по плану «Барбаросса», фашисты отводили на захват Беларуси?
- Чем была обусловлена выбранная германским руководством стратегия «блицкрига» для разгрома СССР?
В фокусе обсуждения: стратегический план захвата СССР.
Блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему Советский Союз понес такие большие потери в первые дни войны?
- Советские пограничники в первые дни войны часами и сутками сдерживали вражеские атаки. Чем, на ваш взгляд, обусловлен героизм советских солдат?
В фокусе обсуждения: военные действия в первые дни Великой Отечественной войны, истоки героизма советских солдат.
Блок «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация»
Из Директивы Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей. 29 июня 1941 г.
Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требуют:
Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность…
При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего.
Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывоза его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться…
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, почему руководство СССР призывало не оставлять на оккупированной территории материальные ценности, уничтожать государственные запасы продовольствия?
2. Какие органы были созданы в СССР для управления страной в военное время?
В фокусе обсуждения: меры по превращению страны в военный лагерь.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
Германское руководство планировало «молниеносную войну», рассчитывало до 1 октября 1941 г. завершить военную операцию против СССР. Однако благодаря подвигу советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения планы гитлеровцев были сорваны.
Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей.
Как вы думаете, какие меры, принятые руководством СССР в первые дни войны, помогли в дальнейшем одержать победу над фашистской Германией?