Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» (для учащихся VII –XI классов).
Дата проведения:16.06.2022 г.
Тема: "От активной социальной позиции к социально значимой деятельности" (о развитии и поддержке детских и молодёжных инициатив)
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЕМ»
«Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития любой страны».
(А.Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
Сегодня в Республике Беларусь для молодежи созданы все условия – для получения качественного образования, трудоустройства, создания семьи, наиболее полной реализации потенциала в интересах всего общества. Первые шаги по поддержке молодежи в Беларуси Александром Лукашенко были сделаны буквально в первые дни Президентства. По инициативе Главы государства была сформулирована государственная молодежная политика, определены ее основные направления, заложены правовые основы. Всего в Беларуси принято более 50 нормативных правовых актов в сфере молодежной политики, осуществляют свою деятельность фонды по поддержке одаренной и талантливой молодежи, назначаются различные именные стипендии и т. д. Сделано многое, чтобы каждый молодой человек, живущий в Беларуси, был уверен, что он нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы.
За молодежью уже давно закрепился статус самой перспективной группы общества, играющей ключевую роль в формировании будущего страны. Во многом наше завтра будет зависеть от активности, образованности, целеустремленности молодых.
Молодежные движения и объединения всегда были и будут носителями самых ярких идей. Не случайно их считают мощной движущей социальной силой, которая вносит существенные изменения в общественный уклад государства.
На республиканской конференции «Роль и значение молодежных общественных объединений в современном обществе», которая состоялась 31 мая 2022 года, Министр образования Андрей Иванович Иванец отметил: «Государство способствует всестороннему развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества».
На уровне общего среднего образования самым крупным молодежным общественным объединением является Белорусская республиканская пионерская организация. Ее основной целью является оказание помощи каждому школьнику-пионеру стать гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине. В рядах пионерской организации состоят более 620 тыс. детей и подростков.
Особую роль в проведении государственной молодежной политики в Беларуси играет ОО «Белорусский республиканский союз молодежи». Общая численность членов ОО «БРСМ» в возрасте от 14 до 31 года составляет 342 548 человек, количество первичных организаций – 10 084. Это не только самое массовое по численности объединение у нас в стране, но и одно из самых стабильных, давно и основательно занявших свою нишу в молодежном движении.
С целью координации деятельности студентов, взаимодействия с администрацией учреждений высшего образования, реализации студенческих инициатив в творческой и профессиональной сфере создан Общественный республиканский студенческий совет, который тесно работает с Республиканским молодежным центром Республиканского института высшей школы.
Деятельность детских и молодежных общественных объединений должна носить социально и общественно значимый характер. Включение молодежи в процесс решения социальных проблем общества, воспитание у нее чувства милосердия и сострадания, и, конечно же, патриотизма представлено волонтерским движением, которое с каждым годом расширяется. Общая численность волонтеров составляет 57 952, количество волонтерских отрядов – 4335.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1, используя для обсуждения следующие вопросы:
1. Молодежные общественные организации каких направлений для вас наиболее значимы?
2. В какие молодежные общественные организации вы бы хотели вступить?
3. Какие значимые инициативы, дела, инициированные общественными организациями, вы готовы поддержать?
4. В реализации каких социально значимых проектов вы принимали участие?
5. Можно ли реализовать свои инициативы в оздоровительном лагере через работу в детском самоуправлении?
6. Как еще можно реализовать свои инициативы в оздоровительном лагере?
В завершение ШАГа 2 учащихся подвели к мысли, что молодежные общественные организации являются инициаторами проведения многих социально и общественно значимых мероприятий, направленных на дальнейшее развитие нашей страны.
Но и каждый из ребят может реализовать свои значимые идеи, принимая участие в общественной жизни школы, работая в детском самоуправлении, занимаясь волонтерской деятельностью.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ведущий провёл с воспитанниками мозговой штурм «Лучшие идеи для моей страны». Ребята поделились на 2 группы, каждая из которых продумала и представила идею по одному из социально и общественно значимых направлений:
гражданско-патриотическое (например, интервьюирование ветеранов войны и труда, почетных граждан города (района), интересных людей; организация поисковых отрядов; работа в архивах; сбор материала для пополнения фондов музея учреждения образования; выступление агитбригад; создание сайтов, фильмов, фоторепортажей о своей малой родине; оказание адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОв; шефство над исторически-памятными местами, уборка памятников, мемориальных досок; учебно-исследовательская деятельность и др.);
экологическое (например, участие в экологических линейках и флешмобах; уборка мусора; очистка леса и водоема; выпуск экологической газеты; оформление стенда о природе и ее охране; изготовление домиков для птиц; организация экологических троп; сбор вторсырья; облагораживание территории; уход за растениями; энергосберегающие акции и др.);
благотворительное (например, благотворительные ярмарки и выставки; сбор вторсырья с передачей вырученных денег на благотворительность; сбор и передача имущества нуждающимся; сбор и передача необходимых вещей для приютов для бездомных животных; изготовление сувениров и подарков для других людей; проведение бесплатных концертов, праздников для определенных целевых категорий; оказание нуждающимися помощи на постоянной основе (тимуровская работа) и др.);
здоровьесберегающее (например, беседы с воспитанниками младших отрядов; оздоровительные прогулки; Дни здоровья; книжные выставки; выставки плакатов и рисунков; оздоровительные и закаливающие мероприятия; конкурсы видеороликов; фотовыставки и др.).
После представления идей было организовано голосование с целью определения той идеи, реализацию которой можно осуществить в ближайшие дни.