Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 24 человека

До ЦТ три месяца. Что должно быть уже выучено?

Дата: 22 февраля 2019 в 18:41, Обновлено 23 февраля 2019 в 19:02
Автор: Бартош Т. В.
3 548 просмотров

Учителя в один голос заявляют: к окончанию третьей четверти одиннадцатиклассники должны знать и уметь всё. Оставшиеся пару месяцев стоит посвятить повторению (если дело касается гуманитарных наук) и нарешиванию (если точных). Мы попросили преподавателей рассказать, без чего среднестатистическому абитуриенту на тестах придется туго, и какие темы нужно успеть подтянуть до июня.

РУССКИЙ ЯЗЫК

- Практически все! Давайте по разделам. Орфография: разграничивать, что пишется после шипящих в корне, суффиксе и окончании – О, Е или Ё (шЁпот, а не шОпот; мальчОнка, а не мальчЁнка), - начинает перечислять старший преподаватель БГМУ Елена Гринкевич. – Знать, как пишется НЕ с разными частями речи – слитно или раздельно. Разграничивать НЕ и НИ, Н и НН (различать, где прилагательные, где причастия, а где наречия). Знать, как пишутся самостоятельные и служебные слова – слитно, раздельно или через дефис. Морфология: с легкостью различать причастие, прилагательное и местоимение.

Пунктуация: различать обособленные члены предложения (приложение, определение, обстоятельство). Знать, ставится или не ставится запятая перед И, ставится или не ставится запятая перед КАК. Различать, что является вводным словом, а что нет. Видеть стык союзов в сложном предложении и не ставить между ними лишние запятые. Уметь выбрать нужный знак препинания – двоеточие или тире – в бессоюзном сложном предложении.

В словообразовании, одном из самых непростых разделов, нужно уметь определить, от какой части речи образовано слово. В синтаксисе – три самые основные задачи: разделять типы придаточных частей в сложноподчиненных предложениях; видеть, какой вид подчинительной связи (подчинение последовательное, параллельное или однородное) используется, а также определять средства связи в сложноподчинённом предложении – союз или союзное слово.

Чтобы выучить правильные ударения, нужно чтобы слова мелькали перед глазами.

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК

- Шматгадовы вопыт выкладання сведчыць: самымi цяжкiмi для абiтурыентаў на ЦТ з’яўляюца заданнi, звязаныя з нацыянальнай спецыфiкай беларускай мовы, - анализирует автор пособия «Беларуская мова на 100» Ольга Климовец. – Каб паспяхова здаць тэсты, неабходна паўтарыць асаблiвасцi беларускай фанетыкi, класiфiкацыю гукаў, iх чаргаванне ў моўнай плынi, дасканала авалодаць правiламi лiтаратурнага вымаўлення.

Многiя тэставыя заданнi скiраваны на праверку ўмення выпускнiкоў заўважаць несупадзенне ў вымаўленнi i напiсаннi слоў, вызначать фанетычную з’яву, характерную для слова. Напрыклад, спалучэнне двух зычных вымаўляецца як адзiн падоўжаны свiсцячы (у пахо[цц]ы) цi як адзiн падоўжаны шыпячы (пашыць [ш] шоўку). Адбываецца аглушэнне парнага звонкага гука (сце[ш]ка), азванчэнне парнага глухога зычнага гука (ка[з’]ба, лi[дж]ба) i iншыя. Такiм чынам той, хто добра арыентуецца ў фанетыцы i арфаэпii, значна лягчэй засвойвае правапiс слоў i хутка знаходзiць няправiльна напiсанае.

У гэтым плане трэба мець на ўвазе, што беларускi правапiс нашмат лягчэйшы за рускi: прыблiзна палова правiлаў заснавана на фанетычным прынцiпе – вымаўленне i напiсанне супадаюць. Шмат памылак выпускнiкi дапускаюць на правапiс галосных Э, О, А, Ы, Е, Ё, Я. Тут неабходна разабрацца ў сутнасцi акання i якання ў словах славянскага паходжання i ў шэрагу запазычанных слоў: мОва – вымАўленне, дрЭва – дрАўнiна, крЭслiць – выкрАслiць, катЭра – кватАрант, крЭпасць – крАпасны, вЕчар – вЯчэра, вЁска – вЯсковы.

У запазычанных словах аканне i яканне адбываецца непаслядоўна, што стварае цяжкасцi ў засваеннi гэтай тэмы: лiтАратура, галантАрэя, арАндатар, грэйдАр, свiтАр, сакрАтар. Але: рЭформа, экзЭмпляр, цЫрЫмонiя, iнжЫнер.

Патрабуе сўр’ёзнай прапрацоўкi напiсанне лiтар О i А ў першай частцы складаных слоў: вОлевыяўленне i вАльналюбства, кОнегадоўля i кАняводства, ружОвашчокi i чырвАнашчокi, а таксама злучальных галосны Е i Я: землЯробства i землЕкарыстанне, зернЯсклад i хлебАўборка.

Неабходна таксама паўтарыць правапiс склонавых канчаткаў назоўнiкаў усiх скланенняў, звярнуць увагу на чаргаванне зычных Г i З, Х i С, К i Ц у назоўнiкаў I скланення (падлоГа – на падлоЗе, эпоХа – аб эпоСе, думКа – аб думЦы).

Iснуюць цяжкасцi ва ўжываннi канчаткаў назоўнiкаў II скланення ў родным i месным склонах: яблыкi з нашага садУ – супрацоўнiк батанiчнага садА, сход адбудзецца трэцяга лiстападА – пара залатога лiстападУ.

Важна звярнуть ўвагу на дапасаванне прыметнiкаў, дзеепрыметнiкаў i парадкавых лiчэбнiкаў з лiчэбнiкамi два (дзве), тры, чатыры, абодва, абедзве з назоўнiкамi: два высокiх дуба – два высокiя дубы.

Не трэба забываць пра асаблiвасцi ўтварэння форм ступеней параўнання прыметнiкаў: ў рускай мове яна супадае, а у беларускай адрознiваецца: Таццяна разумнейшая за Вольгу (прыметнiк). Ён разважае мудрэй за iншых (прыслоўе). Трэба паўтарыць правапiс асабовых канчаткаў дзеясловаў I i II спражэння, сўфiксаў -ва-, -iва-, -ыва-, -ава-, -ява-, граматычныя катэгорыi (трыванне, час, лад, пераходнасць).

Калi будзеце паўтараць сiнтаксiс i пунктуацiю, памятайце пра тыповыя памылкi: працяжнiк памiж дзейнiкам i выказнiкам у простым сказе, знакi прыпынку пры адасобленых членах, знакi прыпынку ў сказах з аднароднымi членамi, знакi прыпынку ў складаных сказах, сказах з простай мовый i параўнальнымi зваротамi. Трэба добра адрознiваць i вызначаць ўсе часцiны мовы, разбiраць сказы па членах, правiльна ставiць знакi прыпынкў. Сiстэматызаваць веды дапаможа паўтарэнне ўсiх ведаў разбору: фанетычнага, марфалагiчнага, марфемнага, сiнтаксiчнага i iнш. Поспехаў вам!

МАТЕМАТИКА

- Перед тем, как идти сдавать ЦТ, нужно знать, чем отличаются натуральные, целые, действительные, составные, простые, обратные и противоположные числа, нужно знать, как найти среднее арифметическое и среднее геометрическое. Для скорости – квадраты двузначных чисел… - перечисляет репетитор из Минска Татьяна Александровна Шелег. – Хотя хитрость экзамена по математике заключается в том, что его нельзя сдать на 100, если не начал готовиться в пятом классе. Впрочем, если вас устроит меньший результат, постарайтесь прорешать перед ЦТ как можно больше типовых заданий. Все портит именно отсутствие опыта и глупые ошибки. Когда у моих учеников получается ответ, которого нет среди вариантов, они бросаются перерешивать. Я учу их сперва проверить основные моменты: что спрашивается в задании (написать вариант, который подходит или указать тот, что НЕ подходит?), проверить, раскрыты ли все скобки, вынесен ли минус, все ли сокращено, приведены ли подобные, выполнены ли все действия со степенями, верны ли тригонометрические преобразования. Все это нужно уметь делать правильно и быстро.

ФИЗИКА

- Вызубрить формулы, - не сомневается учительница физики минской школы Татьяна Александровна Анисовец. – Читая задачу, записывайте те, что понадобятся вам для решения. Я так и советую их учить, блоками: «Механика», «Термодинамика», «Электричество», «Оптика»… Нужно хорошо знать математику, чтобы правильно округлять (это частенько требуется в задачах из части Б). Нужно уметь правильно переводить единицы. Нужно уметь представлять процессы, которые описываются в задачах. Для этого надо назубок выучить основные физические законы (три закона Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса и др.) и – самое главное – понимать их смысл. Нужно знать, что значат и чем отличаются основные физические понятия: скорость, ускорение, мгновенная скорость, угловая скорость, линейная скорость, масса, плотность… Чем отличается давление от атмосферного давления, импульс тела от импульса силы, нужно знать разницу между потенциальной энергией и кинетической, между механическим движением, равномерным и равноускоренным.

Преподаватель физики Владимир Анцулевич из минской гимназии уверен, что в физике не бывает сложных задач.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

- Исходя из своего опыта, могу дать следующие советы для успешной сдачи ЦТ по английскому языку, - помогает преподаватель английского языка учебного центра «Шаг в будущее» Вадим Геннадьевич Свирепа. – Выполняя задания на выбор видовременной формы глагола в действительном и страдательном залоге, придерживайтесь следующего алгоритма: прочитайте текст, оцените временную отнесенность действий. Потом нарисуйте «ленту времени», расположите действия в порядке их следования. Проанализируете, с каким залогом – страдательным или действительным – вы имеете дело (случается, абитуриенты определяют временную форму, но от радости не замечают Passive voice). Потом смотрите на характер действия: оно продолжительное, однократное или постоянно повторяющееся.

Самое простое, что есть в тестах, это задания на темы «Союзы», «Имя существительное», «Относительное местоимение», «Местоимение», «Имя числительное» «Степени сравнения прилагательных и наречий» «Предложения начинающиеся с it/there». Они шаблонные, классические. Совет: решите все задания по каждой из тем, начиная с 2007 года. Взяли, к примеру, «Союзы», открыли сборник, нашли предложение на постановку союза – и вперед! Когда вы приблизитесь 2013 году, удивитесь, как могли делать ошибки в такой простоте. По статистике, большинство ошибок в части А абитуриенты допускаются в употреблении артиклей и предлогов. Правил на постановку предлогов немного, поэтому нужно просто запомнить, какой предлог употребляется с тем или иным словом. При постановке артиклей обращайте внимание на оборот: он уточняет или описывает существительное? Обязательно смотрите на грамматическую категорию существительного: исчисляемое или нет, единственное или множественное? Обращайте внимание на превосходную степень прилагательных и субстантивированные прилагательные.

Когда будете делать задания на проверку тематического словаря, анализируйте, из каких слов нужно сделать выбор. Как правило, их значения схожи только относительно, два заведомо неправильные. Разумеется, выучить все возможные устойчивые обороты в английском языке невозможно, но я советую в течение всей подготовки выписывать новые выражения в словарик и заучивать их. Не отдельные слова, а именно выражения, где слова употребляются в контексте! Увидел интересное выражение? Запиши, вместе с предлогами и артиклями. Когда доберетесь до чтения, помните: ответ на любой вопрос нужно найти в тексте. Ответ обязательно будет (косвенно). Найти лишнее слово в заданиях на восполнение пробелов и нахождение лишних слов хорошо помогает разбор предложения по составу и максимально дословный перевод. Как правило, лишнее слово нельзя перевести адекватно. В заданиях на фрагментарный перевод нужно помнить, что одно и тоже слово в английском может иметь разные эквиваленты: никогда не переводите дословно! В вопрсах-переспросах обращайте внимание на наличие слов, несущих отрицательное значение (например, hardly).

ХИМИЯ

- Это зависит от того, на какой балл рассчитывает абитуриент, - рассуждает директор образовательного центра «Асвета», кандидат химических наук, доцент Евгений Борисович Окаев. – ЦТ по химии ежегодно сдают полтора десятка тысяч выпускников, но заветные 100 баллов набирают единицы. Начнём, пожалуй, с рубежа в 40-50 (более низкая мало чего стоит и мало кому нужна). Чтобы набрать столько, нужно хорошо разбираться в основных понятиях химии и знать важнейшие её законы, уметь проводить простейшие расчёты по химическим формулам и уравнениям. Знать строение атома, его связь с химическими свойствами элемента, закономерности изменения свойств по периодической системе. И понимать различие между различными типами химической связи (особенно важно знать свойства ковалентной связи). Кроме того, понадобятся знания о различных типах кристаллических решёток и о свойствах веществ, образованных ими.

Отдельный большой раздел – химия растворов. Нужно уметь решать типовые задачи на растворы (в том числе и с протеканием химических реакций), составлять ионно-молекулярные уравнения для реакций ионного обмена и уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса. Знать свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей, а также классификацию и основные закономерности протекания химических реакций (скорость и факторы, влияющие на неё, равновесие и его смещение).

Необходимо иметь хотя бы общее представление о свойствах соединений металлов и неметаллов, а также знать основные свойства важнейших классов органических веществ: как монофункциональных (углеводороды, спирты, альдегиды, кислоты, сложные эфиры, амины), так и некоторых поли- и гетерофункциональных (углеводы, аминокислоты, белки). Необходимо знать и свойства важнейших полимеров.

Для набора 50-70 баллов к этому добавляются хорошие расчётные навыки, умение решать сложные комбинированные задачи, сочетающие в себе данные из разных областей химии (а иногда и не только химии). На этом уровне важную роль играет быстрое и правильное понимание смысла условия текстовых задач: невозможно решить задачу, не представив себе, какие именно процессы и превращения описаны в условии. Для набора столь высокого балла нужно иметь сильное логическое мышление, отлично владеть математикой в объёме базовой школы, особенно алгеброй. Особенно полезный навык – способность быстро и правильно решать системы уравнений. Чтобы набрать 70-90 баллов, ко всему этому следует добавить отличную натренированность – сотни решённых задач и тестов. А для 90-100 баллов нужно ещё и уметь делать всё перечисленное очень быстро и безошибочно.

БИОЛОГИЯ

- Подготовку к ЦТ по биологии целесообразно начинать пораньше: придется вызубрить большой объём фактического материала, - предупреждает младший научный сотрудник НПЦ НАН РБ по биоресурсам и преподаватель образовательного центра «Асвета» Алексей Викторович Шпак. – Нужно серьезно засесть за учебники, и пользоваться при подготовке нужно последними изданиями отечественных пособий для поступающих в вузы (прочую литературу – в качестве справочной). Обычно большая часть тестовых вопросов касается зоологии, ботаники и анатомии. Вопросы эти, как правило, несложны и ориентированы на знание фактов и терминов. Кроме того, нужно уметь решать задачи по генетике и экологии. В этом могут помочь пособия по решению таких задач. Для проверки знаний в обязательном порядке выполнять задания тестов прошлых лет и чем больше, тем лучше. Очень важно посещать репетиционные тестирования – впоследствии сэкономите время и нервы.

ГЕОГРАФИЯ

- Универсальной рекомендации для успешной сдачи ЦТ быть не может: за 1-2 недели успешно к тестам не подготовишься, - поясняет декан географического факультета, доктор географических наук Дмитрий Леонидович Иванов. - Перед тестами абитуриент должен обладать определенным объемом знаний, умений, знать основные законы и закономерности характерные для географической оболочки и мирового хозяйства в целом и особенности их проявления в регионах, владеть основным понятийным аппаратом в области географии.

Основой для успешной сдачи ЦТ является знание географической карты и номенклатуры: физических объектов (гор, рек, морей, заливов, проливов) и социально-экономических объектов (стран, столиц, крупнейших портов, агломераций, основных месторождений полезных ископаемых). Вопросы по географической номенклатуре присутствуют в тестах всегда. Даже если они не требуют прямого ответа (показать или назвать соответствующий объект), то предполагают знание расположения объекта. Например, сравнение почвенного покрова и типов саванн Бразильского нагорья требует, как минимум знать, где находится это нагорье.

В этом отношении полезно знать первую пятерку по всем группам географических объектов: 5 самых длинных рек, 5 самых высоких вершин, 5 самых крупных островов, 5 крупнейших месторождений полезных ископаемых, 5 стран, где производится та или иная продукция промышленная или с/х продукция, то же касается демографической картины: топ-5 по численности населения, топ-5 по приросту, миграциям, рождаемости и др. показателям и географическим объектам.

На картографическую основу должен накладываться понятийный аппарат. Немаловажным условием успешного тестирования является умение решать географические задачи, что отражает успешность в усвоении учебного материала, способность осмыслить, «пропустить и преломить» материал через себя и отражает умение применять имеющиеся знания на практике. Поэтому решение задач в тестах вызывает наибольшие затруднения. Я дважды помогал разрабатывать тесты для централизованного тестирования. В тестах присутствуют географические задачи разной сложности – от первого до пятого уровней с соответствующим количеством баллов. Решить их, штудируя только прошлогодний сборник тестов, представляется весьма проблематичным. Буду рад, если эти рекомендации помогут абитуриентам успешно пройти централизованное тестирование и стать студентом географического факультета БГУ, который в этом году, кстати, отметит свой юбилей – 80-летие со дня образования.

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

- Абитуриенту нечего делать на ЦТ, если он не усвоил термины, имена и даты, - уверен учитель истории высшей категории Федор Васильевич Родионов. - Если он не знает хронологию событий от начала истории до ее современного этапа. И еще если он плохо считает, если не может рассчитать, сколько лет прошло от одного события до другого, чтобы в хронологической последовательности распределить то, что является ходом истории, - то есть не умеет решать исторические задачи. Он должен по историческим портретам узнавать личности, оказавшие решающее влияние на ход исторических событий. Кроме истории абитуриент должен знать географию: где находятся белорусские города и каким было их историческое прошлое. Этих знаний хватит для того, чтобы выполнить наиболее «дорогие» задания - те, которые по рейтингу являются наиболее сложными. Если уметь логически мыслить с точки зрения истории, можно выкрутиться из любой ситуации. Абитуриент не должен пытаться вызубрить историю, запомнить ее на память невозможно! Ничего не запомнишь и провалишься - а то и с ума сойдешь. Ее нужно научиться понимать, у нееесть определенные законы. Все больше тестовых заданий сейчас строятся не на том, чтобы проверить механическую память («В каком году произошла Октябрьская революция?»), а на том, чтобы абитуриент показал свое умение вычислить верный вариант. Он не помнит правильный ответ, но по историческим признакам понимает, что не подходят все остальные. Исторические задачи можно решать так же, как математические или физические.

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно вспомнить две даты и посчитать разницу. Ответ: между 1 сентября 1939 и 22 июня 1941 прошел 21 месяц и 21 день.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

- Нужно идеально знать Конституцию, - рассказывает преподаватель БГУ Мария Михайловна. – По ней в тесты включается не менее восьми вопросов – по философии меньше! Трудности обычно вызывают политика и экономика, и не станет легко, пока не прорешаешь очень много тестов. Чтобы хорошо подготовиться, нужно взять три учебника (за 9, 10 и 11 класс) и как минимум выучить все понятия, которые идут в словаре и привыкнуть именно к тем формулировкам. Теоретически многие абитуриенты что-то знают, но когда видят тесты, бывает, не могут определить нужный ответ (в ЦТ по обществоведению он только один). Однако некоторые формулировки могут поставить в тупик (например, «центральный элемент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию» - это поступок). Чтобы удачно сдать тесты, нужно, чтобы появилось чувство теста. Но вообще, если ребенок в самом деле хорошо учился, то 50 баллов можно набрать очень легко. Все остальное – это работа.

Источник: https://www.kp.by/daily/26201/3087870/

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.