Предупреждению пожаров и гибели людей
Применение средств индивидуальной защиты, как профилактика производственного травматизма
В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, важное место в мировой практике занимают средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Современный уровень развития техники и технологий позволяет надежно защитить человека от возможных производственных травм при условии грамотного выбора и правильного применения, соответствующих СИЗ в конкретных условиях (с учетом характера выполняемой работы, наличия вредных производственных факторов и возможности аварийных ситуаций).
В общей концепции безопасности, направленной на минимизацию возможных рисков с учетом технических и социально-экономических возможностей общества, на первый взгляд доминирует направление, связанное с созданием безопасных технологий. Однако практика неумолимо свидетельствует, что для широкого спектра условий труда на современном производстве именно применение средств индивидуальной защиты поддерживает общий уровень производственного травматизма на относительно приемлемом уровне.
Средства индивидуальной защиты
Виды средств индивидуальной защиты работников
Охрана труда предусматривает право каждого работника на обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты при выполнении своей работы (п. 3 ст. 222 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее -ТК).
Обеспечение работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, организация надлежащего хранения и ухода за этими средствами - это непосредственная обязанность нанимателя при организации труда работников (п. 8 ст. 55 ТК).
Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами (ч. 2 ст. 28 Закона об охране труда).
СИЗ - средства защиты, надеваемые на тело человека или его части и (или) используемые им. Они предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и при работе в неблагоприятных температурных условиях (п. 3 гл. 1 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 №209 (далее - Инструкция о СИЗ)).
СИЗ, непосредственно обеспечивающими безопасность труда, являются:
- костюмы изолирующие;
- средства защиты органов дыхания;
- одежда специальная защитная;
- средства защиты ног;
- средства защиты рук;
- средства защиты головы;
- средства защиты глаз;
- средства защиты лица;
- средства защиты органов слуха;
- средства защиты от падения с высоты;
- средства дерматологические защитные;
- средства защиты комплексные (Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, установленный Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 №145).
СИЗ должны выдаваться при выполнении работ:
- связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях;
- с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 230 ТК, ч. 1 ст. 28 Закона об охране труда).
При этом наниматель обязан не только обеспечить бесплатную выдачу СИЗ, но также организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) (ч. 1 ст. 230 ТК).
Применяемые СИЗ должны соответствовать требованиям, установленным НПА, в том числе ТНПА, для данных средств индивидуальной защиты, и обеспечивать безопасные условия труда (ч. 3 ст. 230 ТК, п. 25 Инструкции о СИЗ). К подобным ТНПА относятся:
- технические регламенты;
- технические кодексы;
- стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;
- технические условия (ст. 15 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 №262-З "О техническом нормировании и стандартизации").
Пример. Документами, свидетельствующими о соответствии СИЗ требованиям ТНПА, могут быть сертификаты соответствия на изделия или на материалы, из которых они изготовлены, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, паспорта на изделие, инструкции по эксплуатации и др.
Выдача специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты
С целью обеспечения работников СИЗ нанимателем разрабатывается ряд локальных документов, одним из которых является перечень профессий и должностей работников, имеющих право на СИЗ. Он разрабатывается соответствующими структурными подразделениями (например, отделом по охране труда, кадровым отделом и др.) в соответствии с ТК, коллективным договором и нормативными актами. Перечень утверждается руководителем организации.
На основании перечня профессий и должностей разрабатывается перечень СИЗ (с указанием норм выдачи и носки), выдающихся работникам, имеющим право на бесплатное обеспечение СИЗ.
Наниматели, их объединения имеют право разрабатывать конкретный перечень СИЗ и нормы их выдачи, опираясь при этом на типовые нормы. При этом в нормах организации:
- конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам СИЗ;
- могут устанавливаться по отдельным наименованиям СИЗ более высокие показатели защитных свойств (дополнительные к предусмотренным в типовых нормах защитные свойства);
- могут содержаться требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа фирменного знака;
- может определяться порядок организации работы по обеспечению работников СИЗ (п. 22 Инструкции о СИЗ).
При разработке норм организации необходимо учитывать, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, СИЗ должны выдаваться в объеме не менее установленных типовыми нормами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (п. 7 Инструкции о СИЗ).
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 N 110 (далее - Типовые нормы). При разработке норм для организации в зависимости от отрасли экономики могут применяться типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты для конкретной сферы деятельности работника.
Обратите внимание!
Наниматель может предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх установленных норм (ч. 2 ст. 230 ТК, п. 18 Инструкции о СИЗ).
Наниматель имеет право выдавать работникам по согласованию с первичными профсоюзными организациями либо уполномоченными лицами по охране труда СИЗ с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками (в пределах одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами (п. 11 Инструкции о СИЗ)).
Пример. Допускается замена костюма (куртка и брюки) хлопчатобумажного с кислотостойкой пропиткой для защиты от кислоты концентрации (по серной кислоте) до 20% (защитные свойства К20) на костюм (куртка и брюки) из противокислотной или полиэфирной ткани для защиты от кислоты концентрации (по серной кислоте) до 50% или 80% (защитные свойства К50 или К80) (п. 11 Инструкции о СИЗ).
В отдельных случаях допускается замена одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками (п. 12 Инструкции о СИЗ).
Обратите внимание!
В результате замены СИЗ не должен повышаться уровень профессионального риска работников (п. 13 Инструкции о СИЗ).
При установлении сроков носки СИЗ следует руководствоваться нормами Инструкции о СИЗ, в частности:
- Сроки носки являются календарными и исчисляются со дня фактической выдачи СИЗ работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время их хранения в теплый период года (ч. 1 п. 32 Инструкции о СИЗ).
- Если работник занят на условиях неполного рабочего времени, сроки носки специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с профсоюзом или иным уполномоченным представительным органом (представителем) работников пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным (п. 33 Инструкции о СИЗ).
- Для улучшения эксплуатации и организации ухода за СИЗ наниматель (по согласованию с профсоюзом либо иным уполномоченным представительным органом (представителем) работников) может выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный срок носки (п. 34 Инструкции о СИЗ) и др.
С учетом вышеизложенного утверждаются нормы выдачи СИЗ и сроки их носки.
На основании норм выдачи и носки наниматель производит закупку СИЗ. Она осуществляется по согласованию со службой охраны труда организации (п. 26 Инструкции о СИЗ). Приемка каждой партии происходит с проверкой документов, подтверждающих качество приобретаемого, соответствие требованиям ТНПА и т.д. Поступающие СИЗ могут подвергаться выборочному контролю, а при несоответствии указанным требованиям - возвращаться с предъявлением соответствующих претензий (п. 27 Инструкции о СИЗ).
Обратите внимание!
Для контроля качества приобретаемых СИЗ, организации их хранения и ухода за ними наниматель может создать комиссию по контролю качества СИЗ (п. 28 Инструкции о СИЗ) и оформить внутреннюю инструкцию по обеспечению работников СИЗ, с которой ознакомит работников при заключении трудового договора (ознакомление с порядком обеспечения и нормами выдачи СИЗ является обязанностью нанимателя (п. 20 Инструкции о СИЗ)).
Выдача работникам и сдача ими СИЗ отражаются в личной карточке учета СИЗ. Форма данного документа является типовой (приложение 2 к Инструкции о СИЗ). Допускается ведение учета на электронных носителях. При этом выдача СИЗ подтверждается подписью лица, получающего средства индивидуальной защиты, в бухгалтерском документе (ведомости и т.п.) (п. 51 Инструкции о СИЗ).
Бригадирам, мастерам и специалистам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых предусмотрены в типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим соответствующих профессий (п. 37 Инструкции о СИЗ).
Предусмотренные в нормах СИЗ должны выдаваться работникам и в том случае, если они по занимаемой должности являются старшими работниками по занимаемой должности (например, старший инженер) и выполняют работы, которые дают право на получение СИЗ (п. 38 Инструкции о СИЗ).
Работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, дополнительно выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для временно отсутствующего работника (п. 40 Инструкции о СИЗ).
Если фактическое использование СИЗ не было постоянным, сроки их носки могут быть продлены в соответствии с нормами носки.
Пример. Работнику выдали спецодежду со сроком носки 12 месяцев. Через два дня работник заболел и пробыл на больничном два месяца, в течение которых одежда не использовалась. Срок носки на эту одежду продлевается на время нахождения работника на больничном.
Использование средств индивидуальной защиты
Работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные СИЗ, а при их отсутствии или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя (п. 54 Инструкции о СИЗ). В свою очередь наниматель обязан (п. 55 Инструкции о СИЗ):
- не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ.
- организовать надлежащий уход за СИЗ. Так, при производственной необходимости в структурных подразделениях организации устраиваются сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ (п. 57 Инструкции о СИЗ);
Обратите внимание!
Уход за СИЗ может выполняться организацией, предоставляющей специальную одежду в аренду (п. 55 Инструкции о СИЗ).
- заменить или отремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки (если это произошло по причинам, не зависящим от работника). Замена осуществляется на основании акта, составленного с участием представителей первичных профсоюзных организаций или уполномоченных лиц.
- обеспечивать регулярные (в соответствии с требованиями НПА и ТНПА) испытание и проверку исправности СИЗ, своевременную замену их частей. После испытания на СИЗ должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках следующего испытания;
- при выдаче СИЗ проводить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, при необходимости тренировку работников по их применению (п. 55 Инструкции о СИЗ) и т.д.
Для хранения выданных работникам СИЗ предоставляются специально оборудованные помещения (гардеробные) со шкафами для раздельного хранения личной одежды (обуви) и специальной одежды (специальной обуви) (п. 49 Инструкции о СИЗ).
СИЗ запрещается выносить за пределы территории нанимателя по окончании работы. Если по условиям работы установленный порядок хранения СИЗ не может быть обеспечен, они могут оставаться в нерабочее время у работников (определяется ПВТР, в коллективных договорах, трудовых договорах (контрактах)). Ответственность за сохранность СИЗ в этих случаях возлагается на работников (п. 53 Инструкции о СИЗ).
Пример. При строительно-монтажных работах в полевых условиях рабочие перемещаются из одного места в другое и перевозят СИЗ с собой.
СИЗ являются собственностью нанимателя (п. 30 Инструкции о СИЗ). Соответственно при увольнении (переводе, окончании срока носки) они подлежат возврату нанимателю. Однако на основании заявления они могут остаться в собственности работника с удержанием остаточной стоимости (п. 31 Инструкции о СИЗ). Вышеизложенное не относится к арендуемым нанимателем СИЗ, которые соответственно не являются собственностью нанимателя.
Ситуация из практики. При увольнении работник не возвращает выданные ему СИЗ и утверждает, что он давно сдал их на склад, что не подтверждается никакими документами. В данном случае после получения от работника объяснительной записки руководителем организации принимается решение об удержании суммы нанесенного ущерба в пределах сумм, установленных ТК (подп. 3.6 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее - Декрет №5), ст. 107, 408 ТК). Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях возмещение ущерба производится в судебном порядке (ст. 408 ТК).
Обратите внимание!
По распоряжению нанимателя из заработной платы работника может быть удержан ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат (подп. 3.6 п. 3 Декрета N 5).
СИЗ, возвращенные работниками и пригодные для использования, ремонтируются и применяются по назначению, а непригодные - списываются (п. 50 Инструкции о СИЗ).
К сожалению, известны случаи, когда должностные лица организаций не проявляют должного внимания к вопросу обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также контролю за их применением, что являет собой пример безответственности, которая обходится очень дорого.
Так, за 2018 год на территории г. Гродно имело место два несчастных случаев с тяжелым исходом, одной из причин которого явилось отсутствие или не применение средств индивидуальной защиты.
- 16 июля 2018 года на строительном объекте «Капитальный ремонт кровли и фасада жилого дома № 45 по ул. Пролетарская в г. Гродно» производитель работ перед началом работ (предположительно в 8 часов 20 минут) обнаружил на тротуаре в бессознательном состоянии электрогазосварщика ООО «Фундамент-строй». Причиной данного несчастного случая стало нарушение требований правил и норм охраны труда, выразившееся в том, что пострадавший, без поручения непосредственного руководителя поднялся на крышу без использования средств индивидуальной защиты - защитной каски и предохранительного пояса упал с крыши, в результате чего получил тяжелую травму.
- 31 июля 2018 года на объекте «Строительство складского корпуса на территории ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» по ул. Орджоникидзе, 18» каменщик 4 разряда СУ - 210 ОАО «Гроднопромстрой» при выполнении работ по сверлению отверстий для установки перильного ограждения на крыльце при спуске в подвальное помещение потерял равновесие и упал на лестницу, ведущую в подвал, в результате чего получил травму. Одной из причин данного несчастного случая стал допуск работника к выполнению работ без применения предохранительного пояса.
Кроме того не редки случаи выявления нарушения обеспечения и использования средств индивидуальной защиты при посещении организаций г. Гродно членами мобильной группой по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда.
В связи с вышесказанным руководителям, специалистам, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда необходимо:
- обеспечивать средствами индивидуальной защиты работающих по трудовым договорам в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, работающих по гражданско-правовым договорам – в соответствии с этими договорами;
- обеспечивать контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты;
- информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;
- не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену) работника, не использующего средства индивидуальной защиты;
- не допускать использование средств индивидуальной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов.
О производственном травматизме
Во исполнение поручений Совета Министров Республики Беларусь от 5 мая 2005 г. № 30/102-319 и от 1 ноября 2017 г. № 30/223-392/12740р Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Министерство) представляет информацию о производственном травматизме в организациях республики в 2018 году. По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства (далее – Департамент) на 8 января 2019 года в организациях республики в 2018 году в результате несчастных случаев на производстве погибли 149 работающих и 687 человек получили тяжелые производственные травмы (в 2017 году – соответственно 115 и 593). Справочно. По состоянию на 8 января 2019 г. проведение расследований (специальных расследований) 75 фактов гибели и 177 фактов тяжелого травмирования на производстве не завершено. Из них по предварительной информации несчастные случаи, приведшие к гибели 7 работников и тяжелому травмированию 8 человек, будут квалифицироваться по результатам расследования (специального расследования) как непроизводственные. При этом увеличение уровня производственного травматизма с тяжелыми последствиями в 2018 году (приложения 1 – 4) в сравнении с 2017 годом произошло по республике и по всем областям и г. Минску. Информация о несчастных случаях, принятых к оперативному учету, свидетельствует о значительном росте в прошлом году производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Брестской и Могилевской областях, где погибло соответственно 25 и 22 работника при росте на 9 погибших в каждой из указанных областей по сравнению с 2017 годом. Наиболее высокий показатель коэффициента частоты смертельного травматизма на производстве (количество случаев смертельного Совет Министров Республики Беларусь 2 травмирования на 100 тыс. застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), превышающий почти в 1,5 раза этот показатель по республике в целом отмечен в Могилевской области (Кчс по Могилевской области – 5,6, по республике – 3,8). Данные о коэффициентах частоты смертельного травматизма на производстве в разрезе областей и г. Минска приведены в приложении 5. Среди республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в отчетном периоде отмечен рост количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в организациях Минпрома, в результате которых погибло 3 работника и 43 человека получили тяжелые производственные травмы (в 2017 году – 2 погибших и 39 потерпевших, получивших тяжелые производственные травмы), Минстройархитектуры – 6 погибших и 31 потерпевший, получивший тяжелую производственную травму (в 2017 году – соответственно 4 и 29), а также Минобразования – один погибший и 2 работника получили травмы, относящиеся к числу тяжелых (в 2017 году – ни одного и один соответственно). Кроме того, рост количества несчастных случаев со смертельным исходом отмечен в организациях Минлесхоза, в результате которых 7 человек погибло (в 2017 году – 4), Минтранса – 5 (2), концерна «Белнефтехим» – 4 (один), концернов «Беллегпром» и «Беллесбумпром» – по 3 (по одному), а также МЧС и Минкультуры – по одному (ни одного). Рост количества потерпевших, получивших тяжелые производственные травмы, допущен в организациях Минэнерго – 12 (2), Минспорта – 3 (ни одного), а также в организациях Минобороны – 4 (2). В общем числе пострадавших с тяжелыми последствиями в республике за 2018 год наиболее высокий уровень производственного травматизма (37,2 процента) имеет место в организациях коммунальной формы собственности (приложение 6). Из общего числа потерпевших с тяжелыми последствиями в организациях коммунальной формы собственности в 2018 году 165 человек, или 53,1 процента от количества потерпевших с тяжелыми последствиями, – работники сельскохозяйственных организаций. Несмотря на то, что количество случаев смертельного травмирования в организациях строительной отрасли коммунальной формы собственности осталось на уровне 2017 года, продолжился рост числа несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам, с 26 в 2017 году до 45 в 2018 году. Кроме того, отмечен значительный рост производственного травматизма в организациях образования, где один работник погиб и 17 получили тяжелые производственные травмы (в 2017 году – соответственно ни 3 одного и 4), а также организациях жилищно-коммунального хозяйства – 10 погибших и 24 потерпевших, получивших тяжелые производственные травмы (в 2017 году – 4 и 20 соответственно). Неблагополучная обстановка с производственным травматизмом остается и в организациях частной формы собственности, где его уровень с тяжелыми последствиями в прошлом году в 1,2 раза превысил аналогичный показатель 2017 года. Так, в организациях частной формы собственности число погибших выросло с 40 в 2017 году до 48 в прошлом году, количество потерпевших, получивших тяжелые травмы, возросло со 183 до 229 потерпевших. При этом в указанных организациях наличие вины нанимателя присутствовало в 55,6 процента несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в то время как по республике этот показатель составил 47,8 процента. Существенное влияние на рост производственного травматизма оказали проводимая в стране политика либерализации предпринимательской деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 3 «О развитии предпринимательства» и принятые в его развитие нормативные правовые акты), а также объявленный в 2018 году мораторий на проведение плановых (выборочных) проверок (Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 367 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности»). Это повлекло уменьшение административного регулирования деятельности работодателей со стороны органов государственного управления и контролирующих (надзорных) органов, однако не было компенсировано ростом мотивации работодателей к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, а самих работающих – к соблюдению требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины. Соответствующие предложения будут представлены в Совет Министров Республики Беларусь не позднее 31 марта 2019 года с докладом «О соблюдении законодательства о труде и об охране труда в 2018 году». Анализ завершенных по состоянию на 8 января 2019 г. специальных расследований несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями указывает на значительный рост удельного веса случаев травмирования работающих, происшедших при обстоятельствах, необусловленных нарушениями требований охраны труда работодателями и (или) потерпевшими (дорожно-транспортные происшествия, падение при передвижении и т.п.). Удельный вес таких происшествий возрос с 12,1 процента в 2017 году до 29,0 процента в 2018 году. Удельный вес случаев трамирования работающих, происшедших при наличии вины работодателя, практически не изменился и в отчетном периоде составил 47,8 процента (в 2017 – 49,1). При этом, удельный вес случаев 4 травмирования работающих, происшедших при наличии вины самих потерпевших, снизился с 63,6 процента в 2017 году до 42,0 процента в 2018 году. Детализация причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями приведена в приложении 7. Несмотря на принимаемые меры, в прошлом году в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, в момент травмирования находились 24 работника, погибших на производстве, и 37 работников, получивших тяжелые производственные травмы, в 2017 году – соответственно 22 и 33 (приложение 8). Из 61 травмированного при указанных обстоятельствах 30, или 49,2 процента, – работники организаций коммунальной формы собственности. Среди республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, случаи гибели или травмирования работающих, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, допущены в Минтрансе (3 человека), по 2 человека – в Минлесхозе, Минпроме и Минстройархитектуры, по одному человеку – в Госкомимуществе, Белнефтехиме и Управлении делами Президента Республики Беларусь. В целях предупреждения случаев травмирования и гибели работающих на производстве вопросы исполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 го. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (включая состояние производственного травматизма) в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях в IV квартале 2018 года были рассмотрены на заседаниях коллегиальных органов (совещаниях) большинства республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, на заседаниях облисполкомов и Минского горисполкома (комиссиях по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах). Департаментом в октябре 2018 года были проведены мониторинги эффективности действия систем управления охраной труда Минпрома, Минэнерго, Беллесбумпрома и Могилевского облисполкома, по итогам которых руководству данных органов управления были направлены рекомендации по устранению выявленных недостатков. На заседаниях коллегии Департамента в IV квартале 2018 года были рассмотрены вопросы о мерах по управлению охраной труда и профилактике производственного травматизма на территориальном уровне, принимаемых Слуцким райисполкомом и Пинским горисполкомом. 5 Кроме того, в соответствии с подпунктом 1.4.11 пункта 1 протокола заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2018 г. № 33/19пр республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам поручено до 20 января 2019 г. проанализировать эффективности функционирования отраслевых (территориальных) систем управления охраной труда и с учетом анализа и причин несчастных случаев на производстве произвести их корректировку.