Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 24 человека

Вниманию классных руководителей, вышло Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»

Дата: 8 августа 2019 в 12:27, Обновлено 8 августа 2019 в 12:35
Автор: Бартош Т. В.
4 651 просмотр

Инструктивно-методическое письмо

«Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения.
  2. Актуальные направления воспитательной, идеологической и социальной работы в 2019/2020 учебном году:

Гражданское и патриотическое воспитание.

Профилактика противоправного поведения. Правовое воспитание.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

Экологическое воспитание.

Трудовое воспитание и профориентация.

Взаимодействие учреждения образования с семьей.

Организация деятельности специалистов СППС.

Классный руководитель в системе работы учреждения общего среднего образования.

Совершенствование работы в шестой школьный день.

Общие положения

В настоящем инструктивно-методическом письме актуализированы приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году с учетом нормативных правовых документов, регламентирующих организацию идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Мероприятия по их реализации определены Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016‑2020 годы.

Особое внимание при организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году необходимо уделить подготовке и празднованию 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, организации и проведению мероприятий в рамках Года малой родины, государственным праздникам, памятным и праздничным датам.

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by).

Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, перечень рекомендуемой учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания.

Актуальные направления воспитательной, идеологической и социальной работы в 2019/2020 учебном году

Гражданское и патриотическое воспитание

В новом учебном году формирование гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры учащихся продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности учреждений общего среднего образования.

Повышению эффективности работы по гражданскому и патриотическому воспитанию будет способствовать активизация сотрудничества с Белорусской республиканской пионерской организацией (ОО «БРПО») и Белорусским республиканским союзом молодежи (ОО «БРСМ»). Целесообразно на региональном уровне провести семинары для педагогических работников учреждений общего среднего образования по вопросам информационно-методического обеспечения деятельности детских и молодежных общественных объединений. Формированию активной гражданской позиции учащихся будет способствовать привлечение их к участию в республиканских акциях, проектах и конкурсах, организованных ОО «БРСМ» и ОО «БРПО»: «Встречи на все 100!», «Зажги костер добра», «В союз с друзьями», «Мы – граждане Беларуси!», «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» и др.

При планировании воспитательной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учреждениям образования также следует ориентироваться на календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (приложение 1).

В 2019/2020 учебном году значительное место должно быть отведено подготовке празднования 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В рамках продолжающейся республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!» учреждениям общего среднего образования на протяжении учебного года необходимо продолжать работу с привлечением учащихся по благоустройству воинских захоронений, памятников, мемориальных комплексов (посадка деревьев, уход за парками, скверами, аллеями, увековечивающими память защитников Отечества и жертв войн), по созданию виртуальных маршрутов и карт-схем памятных мест военной истории.

Учреждениям образования рекомендуется наладить сотрудничество с местными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений и уточнению информации о погибших, числящихся в воинских захоронениях как неизвестные. В рамках деятельности по установлению имен, судеб и мест захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, целесообразно продолжить поисково-исследовательскую работу во взаимодействии с архивами учреждений Республики Беларусь, а также с использованием сведений, представленных на сайте обобщенного банка данных «Мемориал» (банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период (https://obd-memorial.ru) и других источников.

Поисковым группам учреждений образования необходимо продолжить работу по изучению и описанию памятников военной истории (мемориальных комплексов, обелисков, братских могил, памятных знаков и др.) на территории региона и созданию интерактивных карт, содержащих описание и фотографии изученных объектов.

Следует активизировать работу школьных музеев; волонтерскую работу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей, труженикам тыла. План мероприятий и Рекомендации по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Республики Беларусь размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/kalendar-meropriyatiy/75-letie-osvobozhdeniya-respubliki-belarus-ot-nemetsko-fashistskikh-zakhvatchikov-i-pobedy-sovetskog/). Также рекомендуется привлекать учащихся к участию в соответствующих акциях ОО «БРСМ» («Доброе сердце», «Спасибо за Победу!», «Цветы Великой Победы»), в ежегодной республиканской акции «Беларусь помнит».

Особое внимание следует уделить организации работы, направленной на формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Данную работу учреждениям образования рекомендуется проводить в сотрудничестве с ОО «БРПО», ОО «БРСМ», воинскими частями: участие в республиканских спортивно-патриотических играх «Зарничка», «Зарница»; в акциях «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!», «Я служу!»; организация встреч с представителями различных родов войск, экскурсий в воинские части.

В связи с 25-летием установления государственной символики Республики Беларусь учреждениям образования необходимо продолжить работу, направленную на формирование уважительного отношения к государственным символам. Также необходимо запланировать мероприятия, посвященные празднованию Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, в том числе участие в республиканской патриотической акции «Квітней, Беларусь!». Информация о государственной символике размещена на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by (http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvennaya-simvolika/gosudarstvennye-simvoly/).

В соответствии с мероприятиями подпрограммы «Семья и детство» государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы Министерством образования Республики Беларусь осуществляется издание подарочного комплектного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (далее – подарочное издание). Планом мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы предусматривается торжественное вручение данного издания.

Подарочное издание содержит информацию о государственном устройстве, Конституции Республики Беларусь, вкладе белорусов в развитие отечественной и мировой науки и культуры, правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, национальной системе образования и государственной молодежной политике. В комплект входят книга и два электронных приложения. В подарочном издании используется новый элемент – QR-код (графическое изображение гиперссылки), позволяющий получить доступ к электронным образовательным ресурсам через специальное приложение на планшете или мобильном телефоне; часть иллюстраций содержит мультимедийный слой (видео), который воспроизводится с помощью мобильного приложения Aurasma (элементы дополненной реальности), что расширяет возможности печатного издания, делает его более современным и интересным для подростков.

Обращаем внимание, что подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» вручается каждому учащемуся, достигшему 14-летнего возраста.

Торжественные мероприятия по вручению подарочного издания могут быть приурочены к государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам, а также проводиться в рамках значимых региональных (городских, районных, сельских) и общешкольных мероприятий (акций, форумов, конференций, уроков мужества, собраний лидеров молодежного движения и актива ученического самоуправления) либо в качестве самостоятельных мероприятий.

Подарочные издания 2017, 2018 годов выпуска должны быть вручены учащимся, достигшим 14-летнего возраста, не позднее 1 января 2020 года. Вручение нового издания 2019 года выпуска необходимо осуществлять с марта 2020 года.

При организации мероприятий по вручению подарочного издания необходимо предусмотреть участие в них представителей органов законодательной и исполнительной власти, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, воинов-интернационалистов, деятелей науки и культуры, спортсменов, представителей общественных объединений и организаций, шефствующих предприятий.

Создание в учреждениях общего среднего образования единого информационного пространства – один из путей формирования мировоззрения подрастающего гражданина, вовлечения его в активную жизнь и деятельность на благо страны, малой родины. В 2019/2020 учебном году во всех учреждениях образования будет продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для VIII–XI классов. В приложении 2 к данному инструктивно-методическому письму представлены темы единых дней информирования, которые пройдут в рамках проекта.

При организации и проведении часов информирования в V–VII классах также можно руководствоваться предложенной в проекте «ШАГ» тематикой. Отбор содержания, оптимальных форм и методов их проведения осуществляет классный руководитель в соответствии с возрастными особенностями, познавательными интересами обучающихся.

В ноябре 2019 года будут проведены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, в 2020 году пройдут президентские выборы. В контексте подготовки подрастающего поколения к осознанному выполнению роли избирателя в будущем актуальной остается работа по привлечению учащихся к деятельности молодежных консультативно-совещательных органов (парламент, совет, палата) при законодательных (представительных) или исполнительных органах государственной власти Республики Беларусь, педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.

2018–2020 годы проходят под знаком Года малой родины. В этой связи в новом учебном году учреждениям общего среднего образования необходимо продолжать работу, направленную на формирование у учащихся любви к своей малой родине, интереса и уважения к ее истории и культуре, ответственного отношения к настоящему и будущему родного края. Решению этих задач будет способствовать продолжение работы по вовлечению учащихся в волонтерское движение, организация туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Обновленный перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь в разделе «Информационно-аналитические и методические материалы» https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/.

В апреле 2019 года состоялась ХVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященная Году малой родины. В рамках выставки представлен лучший опыт работы по формированию гражданской активности и социальной ответственности учащихся.

В целях распространения представленных на выставке материалов и внедрения эффективных технологий воспитательной работы в образовательную практику обеспечен доступ к электронным версиям материалов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, институтов развития образования.

Обращаем внимание, что на сайтах областных институтов развития образования созданы разделы, обозначенные баннером «XVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи», где размещены аннотированные каталоги материалов учреждений образования с активными ссылками, прикрепленными к названию каждой работы. Ссылки обеспечивают возможность просмотра и скачивания материалов. Соответствующий тематический раздел оформлен на национальном образовательном портале adu.by.

Учреждениям образования рекомендуется привлекать учащихся к участию в проектах и конкурсах, проводимых совместно с ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» (республиканский пионерский интернет-проект «Вотчына.бай», интернет-проект «Моя Беларусь – мой выбор», конкурс «100 идей для Беларуси»), а также в мероприятиях, запланированных в рамках Года малой родины (краеведческий проект «Мая Беларусь»; конкурс на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя»; республиканских акциях «Мой любимый город»; «Собери Беларусь в своем сердце» и др.), а также Республиканской программой мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018–2020 годов под знаком Года малой родины (проект «Віртуальная фотазамалёўка “Мой родны край”», республиканская акция «Я гэты край Радзімаю заву».

Профилактика противоправного поведения.

Правовое воспитание

В 2019/2020 учебном году следует повысить эффективность работы по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения, обеспечению соблюдения учащимися мер безопасности и созданию безопасной среды в учреждении образования. С этой целью необходимо дальнейшее совершенствование профилактической работы с несовершеннолетними в тесном взаимодействии учреждений образования с органами внутренних дел в рамках реализации «Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения» (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 27.10.2017).

Особое внимание следует уделить развитию молодежного правоохранительного движения в рамках сотрудничества с ОО «БРСМ». Это молодежные отряды охраны правопорядка (МООП) для учащихся учреждений образования, достигших возраста 14 лет (http://brsm.by/about/moop/o-nas/). В целях профилактики правонарушений и социально опасных явлений в молодежной среде рекомендуем привлекать обучающихся к участию в республиканских мероприятиях и акциях, проводимых совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь «Семья без насилия», «Дружим с законом», «Вместе за безопасность и правопорядок», «Летний патруль» и др.

Одной из актуальных и социально значимых задач в новом учебном году остается информационно-просветительская и коррекционно-развивающая работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.

В рамках информационно-просветительской деятельности необходимо дальнейшее совершенствование системы правового просвещения обучающихся (формирование правовых и социальных компетенций); совершенствование информационно-коммуникативного пространства профилактической работы.

Необходимо обеспечить использование официальных источников правовой информации при организации работы по формированию правовой культуры обучающихся. Обращаем внимание, что первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и распространяется в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (www.etalonline.by). Данные системы позволяют получить доступ к официальной правовой информации и содержат не только весь массив законодательства Республики Беларусь, но также материалы судебной и правоприменительной практики, формы документов.

Обращаем внимание на то, что в данной информационно-поисковой системе функционирует и постоянно обновляется тематический банк данных «Права несовершеннолетних», в который включены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, осуществления трудовой деятельности; вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, их ответственности, а также правовые акты по противодействию торговле людьми. Все документы, включенные в тематические банки данных, систематизированы по тематическим разделам.

В целях формирования правосознания у детей и подростков создан и функционирует Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by). Информация, содержащаяся на сайте, подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации.

Особое внимание следует обратить на выявление и устранение факторов, причин и условий преступлений и правонарушений, на создание необходимых мер для обеспечения безопасности и законопослушного поведения несовершеннолетних, их социальной адаптации.

Для актуализации и расширения знаний об особенностях детей и подростков с девиантным поведением, методах и приемах предупреждения и преодоления отклонений в поведении учащихся для педагогов учреждений общего среднего образования издано пособие «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье», автор Т.В. Ничишина. Электронный вариант пособия размещен на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания / Учебно-методическая литература.

В 2019/2020 учебном году в соответствии с Планом мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016–2020 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2016 № 37) необходимо обеспечить проведение обучающих семинаров, конференций для педагогических работников учреждений образования (учителей-предметников, классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической службы) по повышению уровня правосознания обучающихся, в том числе по вопросам ненасильственного разрешения конфликтов.

С этой целью в помощь педагогам учреждений общего среднего образования издано пособие «Организация школьной службы медиации» авторов Е.И. Луговцовой, Ю.Н. Егоровой. В пособии на основе анализа зарубежного и отечественного опыта работы школьных служб медиации представлены организационно-методические аспекты деятельности службы медиации в учреждениях общего среднего образования Беларуси. Раскрыты особенности школьной медиации и процедура ее проведения в учреждении общего среднего образования. Особое внимание уделяется техникам и приемам работы медиатора.

Электронный вариант данного пособия размещен на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания / Учебно-методическая литература.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

Рост личностных и социальных рисков, различного рода экстремальных ситуаций ставит перед учреждением общего среднего образования задачу создания безопасной среды, в которой обучающийся будет защищен как на физическом, так и на психологическом и социальном уровнях.

Воспитательная работа в учреждении общего среднего образования, деятельность социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) должны быть направлены на формирование готовности у обучающихся противостоять опасностям различного характера, распознавание в различных ситуациях потенциальной опасности, обучение навыкам саморегуляции, стрессоустойчивости. На педагогических советах, заседаниях методических объединений следует актуализировать вопросы личной и общественной безопасности, контроля и дисциплины, взаимопомощи, создания благоприятного психоэмоционального климата в школьном коллективе.

В рамках формирования здорового образа жизни одним из важнейших направлений является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в учреждении общего среднего образования. Следует постоянно проводить работу по популяризации физкультуры и спорта среди обучающихся; акцентировать их внимание на рациональном режиме дня, сна и отдыха, питания, двигательной активности, психоэмоциональном здоровье, обучать методам и средствам профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

Одним из способов увеличения физической активности может выступить приобщение учащихся к велосипедному движению. Катание на велосипеде позволит получать регулярную физическую нагрузку на свежем воздухе и сохранять здоровье. Государственную политику в этой сфере определяет Концепция развития велосипедного движения в Беларуси, принятая в январе 2018 года. Разработка Концепции свидетельствует о том, что велосипедному движению уделяется большое внимание на национальном уровне. Развитие велосипедного движения предполагает организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог. Чтобы заинтересовать детей и подростков велосипедным движением, рекомендуется в учреждениях общего среднего образования проводить по данной теме информационные и классные часы. Помимо правил дорожного движения, занимательных фактов из истории велодвижения и полезных сведений юных велосипедистов необходимо информировать о том, в каких мероприятиях велокалендаря можно принять участие.

В новом учебном году сохраняет актуальность такое направление, как профилактика употребления психоактивных веществ, в рамках которого необходимо активно формировать альтернативные варианты позитивного поведения учащихся, нравственную устойчивость личности. Для организации работы в данном направлении педагогическим работникам учреждений общего среднего образования рекомендуется электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» автора В.А. Хриптович, размещенное на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания / Учебно-методическая литература.

Обращаем внимание, что разработан Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2019–2020 годы (утвержден заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 21.03.2019 № 33/202-98/183).

В ходе реализации данного комплекса мер руководителям учреждений образования необходимо обеспечить своевременное, оперативное информирование органов внутренних дел о ставших известными фактах потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ либо из аналогов в учреждениях образования.

При осуществлении комплексной реабилитации несовершеннолетних педагогическим работникам учреждений образования необходимо руководствоваться Положением о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2017 № 487), инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 17 декабря 2017 г. «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством».

Современное общество характеризуется интенсивным развитием компьютерных систем и информационных технологий. В связи с этим учащиеся сегодня подвержены отрицательному влиянию медиаустройств (телевизор, компьютер, мобильный телефон). Поэтому одной из важнейших задач современного образования является профилактика различных видов зависимостей у учащихся. Для организации работы педагогов в данном направлении рекомендуется пособие автора Е.И. Медведской «Ребенок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости», в котором раскрываются механизмы воздействия медиаустройств на психику человека, а также методы предупреждения различных видов зависимостей.

Одним из приоритетных направлений работы учреждений общего среднего образования остается обеспечение информационной безопасности. В новом учебном году следует продолжить информационно-просветительную работу с обучающимися по разъяснению правил безопасного использования ресурсов сети Интернет.

Важным направлением воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования является профилактика суицидального поведения обучающихся. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 утверждена Инструкция о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних. Данный документ определяет факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетних, проявление суицидального поведения, суицидальные угрозы.

Для совершенствования профилактики суицидального поведения обучающихся следует акцентировать внимание на следующих направлениях воспитательной работы: формировании культуры здорового образа жизни у обучающихся; работе с семьей; профилактике стрессов и конфликтов; реализации подхода равного обучения («равный обучает равного»).

В современных социокультурных условиях не утрачивают актуальность методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры, размещенные сайте Министерства образования Республики Беларусь. В рамках формирования у учащихся здорового образа жизни, безопасного поведения рекомендуется принимать участие в республиканских профилактических акциях «День безопасности. Внимание всем», «Не оставляйте детей одних», «Каникулы без дыма и огня» и др., республиканской спартакиаде школьников, республиканском смотре уровня физической подготовленности в программе физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси», республиканском конкурсе команд поддержки «Пионерские искры», республиканском спортивно-патриотическом марафоне «Будь здоров!» и др. На сайтах и информационных стендах учреждений образования целесообразно размещать информацию о пагубных последствиях употребления психоактивных веществ, курительных смесей.

Экологическое воспитание

В соответствии с Республиканской программой мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018–2020 годов под знаком Года малой родины предусмотрено проведение республиканского конкурса по благоустройству и озеленению территорий «Упрыгожым Беларусь кветкамі», областного этапа республиканского конкурса по благоустройству и озеленению территорий среди учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, республиканской экологической акции «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны» и др.

В 2019/2020 учебном году при осуществлении работы по экологическому воспитанию необходимо формировать у учащихся экологически приемлемые модели поведения, развивать опыт социально ответственной деятельности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В деятельности по экологическому воспитанию педагогам следует рассматривать окружающую среду во всей ее целостности, включая социальный, экономический, эстетический, духовно-нравственный аспекты, формировать у учащихся умения прогнозировать последствия своих действий в окружающей природной среде.

25 декабря 2019 года исполняется 80 лет со дня организации белорусского государственного заповедника «Беловежская пуща» (в настоящее время – Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк “Беловежская пуща”»), 30 января 2020 года – 95 лет со дня учреждения Березинского биосферного заповедника. В рамках мероприятий экологической направленности следует акцентировать внимание на данных памятных датах.

С целью формирования экологической культуры обучающихся, развития экологического мышления, укрепления их социальной позиции в решении вопросов охраны природы больше внимания следует уделить проектной и исследовательской деятельности учащихся в сферах ресурсосбережения, энергоэффективности, решения экологических проблем малой родины.

Трудовое воспитание и профориентация

В 2019/2020 учебном году следует продолжить работу по формированию у учащихся мотивации к трудовой деятельности, развитию познавательных и профессиональных интересов, потребности в созидательном труде. Для решения этих задач следует активнее включать учащихся в общественно-полезную деятельность, в которой они смогут проявить себя и оценить значимость собственной трудовой активности.

Необходимо продолжить практику проведения субботников, мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к учреждениям образования, населенных пунктов, природных и культурно-исторических объектов. В 2019/2020 учебном году пройдут республиканские акции «Наш труд вливается в труд нашей Республики», «Наш пионерский труд тебе, Отчизна».

Целесообразно использовать такие положительно зарекомендовавшие себя формы профориентационной работы, как игры (ролевые, деловые, ситуационные), проекты, выставки, ярмарки, фестивали, учебные бизнес-компании, профессиональные пробы; организация временной трудовой занятости учащихся.

Эффективность профориентационной работы обеспечивается системой профпросвещения, профдиагностики, профконсультирования, сочетанием различных форм, методов работы, активным использованием информационных технологий и интернет-ресурсов.

Для профессионального самоопределения важно знакомить учащихся с трудовыми коллективами и их традициями, организовывать встречи с представителями рабочих профессий, включать учащихся в общественные акции совместно с трудовыми коллективами предприятий и организаций регионов. Следует организовывать целевые экскурсии на предприятия, проведение Дней профориентации, Дней профессий, мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, семейным профессиональным династиям, родительские собрания по теме профессионального самоопределения учащихся.

В 2019/2020 учебном году учащиеся смогут принять участие в республиканском конкурсе детского творчества «АрхНовация», региональных фестивалях «Хочу быть педагогом» для обучающихся III ступени общего среднего образования, ориентированных на педагогические профессии, республиканском профориентационном проекте «ПРОФ-БУМ 2020», заочном конкурсе «Профессия в кадре», а также в ставшем популярным движении JuniorSkills. Также рекомендуется привлекать учащихся к участию в проектах «Знаменитые выпускники», конкурсе видеороликов «С профессией – в будущее».

Следует продолжить работу по преодолению социальных и профессиональных стереотипов в отношении рабочих профессий, созданию и раскрытию имиджа современного рабочего и специалиста.

Повышению привлекательности рабочих профессий будет способствовать знакомство с информацией о современном «облике» профессий (уровень используемых технологий, комфортность условий труда, оплата труда), перспективах трудоустройства, востребованности специалистов различных квалификаций, возможностях профессионального, карьерного роста.

При формировании мотивации на получение рабочих профессий следует акцентировать внимание учащихся на том, что приобретение данных специальностей позволяет быстрее включиться в профессиональную деятельность, может стать стартом для профессионального и карьерного роста, занятия предпринимательской деятельностью.

Обращаем внимание, что ориентация обучающихся на рабочие профессии активно осуществляется в ходе образовательного процесса по трудовому обучению по программе подготовки рабочих (служащих) в Х (ХI) классах учреждений общего среднего образования, организованного на собственной базе либо на базе учреждений высшего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи с учетом запросов учащихся (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2018 № 669).

Взаимодействие учреждений образования с семьей

В соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, Планом по правовому просвещению граждан на 2016–2020 годы в новом учебном году учреждениям образования следует уделить должное внимание пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, формированию у родителей умений и навыков конструктивного поведения в семье, повышению уровня правовой грамотности, популяризации законопослушного образа жизни.

Создание в учреждении образования системы информирования родителей по вопросам возрастных особенностей детей, негативного воздействия сети Интернет на формирование личности ребенка, факторов риска суицидального поведения и устойчивости психики несовершеннолетнего, в том числе посредством использования возможностей интернет-ресурсов, позволит повысить эффективность информационно-разъяснительной работы среди законных представителей.

Необходимо продолжить реализацию в учреждениях образования алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, разработанного Министерством образования во взаимодействии с Министерством внутренних дел (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-07/1121/дс); Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019 № 7/5/13).

На интернет-сайтах учреждений образования должна поддерживаться в актуальном состоянии информация о контактных телефонах, по которым граждане могут обратиться в случае установления фактов насилия в отношении детей, выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних, установления фактов семейного неблагополучия.

Актуальной проблемой на сегодняшний день остается адаптация ребенка из замещающей семьи в учреждении образования.

Педагогическим работникам, осуществляющим деятельность по поддержке семей, усыновивших детей, опекунских семей, приемных семей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа и их воспитанников, рекомендуем использовать материалы журнала «Диалог», материалы ежемесячной газеты для замещающих родителей и специалистов «Домой», а также пособие «Воспитание в замещающей семье» (авторы В.М. Мартынова, Е.Н. Алтынцева, Т.А. Пимкова, Ю.А. Маскалевич), в котором представлены теоретические основы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; раскрыты особенности, методы воспитания в замещающих семьях; описаны педагогические условия сопровождения детей-сирот в самостоятельной жизни; представлены методические материалы по сопровождению замещающей семьи, профилактике профессионального выгорания замещающих родителей.

Одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие будущих семей в нашей стране, но и общества в целом, является подготовка учащихся к семейной жизни. Важным аспектом организации деятельности учреждений образования по формированию у обучающихся семейных ценностей и подготовке их к семейной жизни является использование в образовательном процессе учебной программы факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов учреждений образования (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.11.2018 № 112).

Организация деятельности специалистов СППС

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются в учреждении образования в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116. Деятельность СППС координируется социально-педагогическими центрами (далее – СПЦ).

Приоритетными задачами работы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования являются сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса. В 2019/2020 учебном году деятельность специалистов СППС должна быть направлена на создание атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к детям, на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях.

Важным аспектом в современных условиях является обучение несовершеннолетних, законных представителей, педагогических работников навыкам бесконфликтного общения, методам разрешения конфликтов с использованием медиативных или восстановительных технологий.

Исходя из совместно решаемых проблем, необходимо использовать различные формы совместной работы специалистов СППС. Таковыми могут являться: консультации, проводимые на основании данных социально-педагогической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями с обсуждением вопросов нравственного развития детей, отклонений в поведении, их причин, путей преодоления, способов коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы, родительские собрания; посещение педагогом социальным и педагогом-психологом учебных занятий с последующим коллективным анализом информации, проведение совместных мероприятий для учащихся
и т. д.

В процессе осуществления социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в новом учебном году актуальна более эффективная организация деятельности специалистов СППС на основе межведомственного взаимодействия с заинтересованными субъектами профилактики и реабилитации.

Обращаем внимание, что с 1 сентября 2019 года Республиканский центр психологической помощи созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования от 11.03.2019 № 155), обеспечит практическое оказание психологической помощи законным представителям несовершеннолетних и педагогическим работникам системы образования.

Для повышения эффективности работы в указанном направлении приняты соответствующие нормативные правовые акты. В частности, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» определены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов для оказания комплексной помощи семье, направленной на практическое устранение причин неблагополучия.

В постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» детально изложены факторы риска суицидального поведения, подлежащие выявлению у несовершеннолетних, а также определен механизм деятельности работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел во взаимодействии с законными представителями несовершеннолетних.

Министерством образования в целях реализации положений Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и повышения эффективности деятельности субъектов профилактики при организации и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних разработаны методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающими (приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 № 05-01-21/6205/дс/).

В данном документе определен порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования, обращается особое внимание на то, что работа с родителями (законными представителями) должна проводиться в тесной взаимосвязи учреждения образования и СПЦ с применением разнообразных форм и методов работы, с привлечением, в случае необходимости, специалистов других ведомств. Также подчеркивается, что СПЦ при получении запроса от учреждения образования следует организовывать работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, направленную на формирование в семьях положительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетнего и коррекции детско-родительских взаимоотношений.

Специалистам СППС следует принять действенное участие в системе межведомственной работы по оказанию комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки законным представителям учащихся. Важно не только обучать родителей видеть в поведении ребенка настораживающие признаки и риски, но и организовать работу с ними на основе доверия, сотрудничества и взаимопонимания.

Министерством образования проводится постоянная работа по обеспечению законодательного регулирования и методического обеспечения деятельности учреждений образования Республики Беларусь по всем аспектам оказания эффективной социально-педагогической поддержки и психологической помощи. Практическая реализация обновленных требований Министерства образования зависит от качества выполнения специалистами СППС своих функциональных обязанностей, тщательного и ответственного подбора руководителями учреждений образования кадров, эффективного научно-методического сопровождения деятельности специалистов указанных категорий.

На национальном образовательном портале размещены нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма и методические рекомендации Министерства образования, регламентирующие деятельность СППС, пособия, статьи по актуальным вопросам воспитания http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования.

На интернет-сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» создан ресурс для осуществления методического сопровождения деятельности специалистов СППС. В разделе «В помощь педагогу и методисту» содержатся необходимые методические материалы по организации работы СППС учреждений образования http://academy.edu.by/component/content/article/2110.html.

Классный руководитель в системе работы учреждения общего среднего образования

В организации школьной жизнедеятельности учащихся немаловажную роль играет учитель, выполняющий обязанности классного руководителя. Содержание воспитания в классе осуществляется в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания, программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

При организации работы классного руководителя необходимо руководствоваться рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и избегать дополнительного документооборота. Обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций», методические материалы для организации воспитательных мероприятий (классных и информационных часов и др.) не входят в перечень документов, обязательных для ведения (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/normativnye-pravovye-dokumenty/postanovleniya/).

Основные требования к работе классного руководителя отражены в обновленном инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь об организации классного руководства (приложение 3).

Актуальным в деятельности классного руководителя в новом учебном году остается изучение особенностей семейного воспитания обучающихся, проведение работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, с учащимися, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе; оказание им действенной поддержки в тесном взаимодействии со специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, СПЦ, инспектором по делам несовершеннолетних, специалистами учреждений здравоохранения и др. В общении классных руководителей с обучающими и их законными представителями все большее развитие получает внутрисетевое взаимодействие на основе позитивного диалога. Не теряет своей значимости проблема формирования информационной культуры и безопасности подрастающего поколения.

Для успешного выполнения своих обязанностей классному руководителю следует регулярно повышать свою квалификацию,  постоянно совершенствовать профессиональное мастерство через изучение учебно-методической литературы, активное участие в учебно-методических объединениях, педагогических советах, совещаниях, семинарах, конференциях и других мероприятиях, публиковать свой опыт в СМИ, научно-методических изданиях, размещать на интернет-сайте учреждения образования.

В 2018 году по заданию Министерства образования была выполнена научно-исследовательская работа, в ходе которой был разработан методический инструментарий классного руководителя по реализации Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, готовится к изданию пособие по данной теме.

Совершенствование работы в шестой школьный день

В 2019/2020 учебном году необходимо активизировать работу по содержательному наполнению шестого школьного дня, учитывать специфику работы каждого конкретного учреждения образования, интересы, потребности и запросы учащихся, пожелания законных представителей, возможности педагогического коллектива. Следует обеспечить реализацию новых подходов при проведении спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и иных воспитательных мероприятий. При их проведении следует учитывать возраст учащихся, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря.

Особенностью организации шестого школьного дня по-прежнему является трудовое воспитание и профориентационная работа в активном сотрудничестве со всеми заинтересованными (см. раздел «Трудовое воспитание и профориентация»).

Консультационная деятельность учителей-предметников, проведение воспитательных мероприятий в рамках декады по учебным предметам, научно-практических конференций, интеллектуальных конкурсов и др. может осуществляться за счет стимулирующих и поддерживающих занятий.

Необходимо расширять партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, в том числе в сельских районах, обеспечить подвоз учащихся. Методические рекомендации «Дополнительное образование детей и молодежи в 2019/2020 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты» размещены в приложении 4.

Работа специалистов СППС организуется по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, воспитывающимися в замещающих семьях (см. раздел «Организация деятельности специалистов СППС»).

Должна быть максимально вовлечена в организацию шестого школьного дня родительская общественность. Следует активнее привлекать законных представителей к проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, необходимо продолжить проведение «родительских университетов», «школы молодых родителей» и др.

Пристальное внимание должно быть уделено организации объединений по интересам, проведению факультативных занятий для учащихся по учебным предметам и факультативных занятий воспитательной направленности.

На интернет-сайтах учреждений образования следует еженедельно обновлять информацию в рубрике «Шестой школьный день», размещать анонсы значимых мероприятий, информацию о проведенных воспитательных мероприятиях. Недопустимо наличие неактуальной информации, отсутствие плана работы в шестой школьный день, планов, графиков работы спортзалов, тренажерных залов, бассейнов, расписания работы объединений по интересам, спортивных секций, учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Органы управления образованием в установленном порядке должны осуществлять мониторинг организации шестого школьного дня в учреждениях образования, определять действенные меры по его совершенствованию с учетом выявленных недостатков в его организации и содержательном наполнении, на основании требований нормативных документов и методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь, размещенных на интернет-портале Министерства образования в разделе «Шестой школьный день».

Эффективность региональных моделей работы учреждений образования будет оценена в ходе республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня в октябре 2019 года. Положение о проведении конкурса размещено в приложении 5.

Воспитание обучающихся, создание оптимальных условий для гармоничного развития личности подрастающего поколения входят в число основных задач учреждений образования.

Воспитание обучающихся, создание оптимальных условий для гармоничного развития личности подрастающего поколения входит в число основных задач деятельности учреждений образования. Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях общего среднего образования требует постоянного внимания и системного подхода.

Перед началом нового учебного года педагогическим коллективам учреждений образования, органам управления образованием необходимо еще раз проанализировать результаты выполнения мероприятий Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, областных и районных (городских) комплексных программ воспитания детей и учащейся молодежи, программ воспитания учреждений общего среднего образования, планов идеологической и воспитательной работы в истекшем учебном году и  с учетом положений данного инструктивно-методического письма определить конкретные направления работы на новый учебный год.

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году» 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.