16.12.2021 прошёл Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования
16.12.2021 прошёл Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования
На тему: «Германский оккупационный режим»
Подготовил доклад полковник запаса, член совета ветеранов Октябрьского района г.Гродно Прошко Андрей Георгиевич
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учащиеся знакомятся с содержанием информационных блоков:
Блок «Новый порядок»;
Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;
Блок «Оккупационный аппарат управления»;
Блок «Коллаборационизм».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учащиеся обсуждают информацию, полученную в ШАГе 1.
Блок «Новый порядок» оккупантов
После объяснения понятия «новый порядок» учащиеся прослушивают и обсуждают фрагмент документа:
Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей.
«При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что …
…мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а, наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы.
… мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры…
Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым — об отборе и фильтровании молодежи.
Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…»
Вопрос для обсуждения:
Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?
Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР».
Прошко А.Г. обсуждает с учащимися картосхему «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)»
Вопрос для обсуждения:
Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?
Блок «Оккупационный аппарат управления».
Вопрос для обсуждения:
- Каковы были цели созданных оккупантами органов управления? Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?
Блок «Коллаборационизм».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?
2. Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров.
Оккупационный режим опирался на войска вермахта, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию и вспомогательные местные полицейские силы.
Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты).
Вместе с тем министр восточных областей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.